ФЭНДОМ

Отто фон Бисмарк (нем. Otto von Bismarck; 1815-1898 гг.) — лидер Германии в игре Civilization V.

БиографияПравить

Отто фон Бисмарк, которого прозвали Железным Канцлером, был, вероятно, наиболее значимой фигурой в немецкой истории. За время своей долгой политической карьеры Бисмарк объединил Германию и заложил основы Германской империи. В результате из слабой и рыхлой конфедерации она превратилась в мощную единую страну, занявшую доминирующее положение в континентальной Европе.

Ранние годы жизниПравить

Бисмарк происходил из знатной прусской семьи и, безусловно, унаследовал характерное для сословия прусских юнкеров высокомерие. Он был бедным студентом, отличившимся на дуэлях, прекрасным историком и лингвистом. Тем не менее, большую часть учебного времени он провел, выпивая в компании своих студенческих друзей.

Неспособный подчиняться дисциплине военной службы, Бисмарк вступил на дипломатическую стезю, где его отличные навыки быстро привлекли к нему внимание прусского короля. Став депутатом парламента, Бисмарк приложил огромные усилия для повышения статуса Пруссии и ее влияния внутри Германии. В конечном счете он занял пост премьер-министра, и после длительной дипломатической борьбы и серии успешных войн ему удалось объединить Германию под властью Пруссии.

Внешняя политикаПравить

После объединения Германии основной задачей внешней политики Бисмарка стало сохранение мира в Европе. При этом особенное внимание было уделено тому, чтобы укрепить и поддержать изоляцию Франции — исторического врага Германии. В этом он преуспел. Он стал прямым организатором Франко-прусской войны 1870 года, чтобы включить ряд германских государств (Баварию, Баден и другие) в состав империи. В этой войне Франции было нанесено быстрое поражение.

Достигнув поставленных целей по объединению Германии, Бисмарк был готов заключить с Францией мир на достаточно мягких условиях. Но народ и военные хотели большего, и Бисмарк был вынужден потребовать отторжения Эльзаса и Лотарингии. Железный канцлер знал, что в далекой перспективе эти приобретения сослужат дурную службу. Перед войной он говорил одному своему коллеге: "Предположим, мы победили и получили Эльзас. Чтобы утвердить это завоевание, нам придется держать в Страсбурге постоянный гарнизон. Франция никогда не смирится с такой потерей и, в конечном счете, найдет себе новых союзников. И тогда для нас настанут плохие времена". Именно это и произошло во время Первой мировой войны: действительно очень плохие времена для Германии.

Внутренняя политикаПравить

Будучи убежденным консерватором и монархистом, Бисмарк, тем не менее, был первым европейским лидером, создавшим систему социальных гарантий для рабочих. Он перестроил денежную систему Германии и ввел первую единую валюту на территории германских земель. Он также помог создать новый гражданский кодекс и ввел законы коммерческого права. Его человеколюбие не носило универсальный характер: предоставляя свободу евреям, Бисмарк одновременно ограничивал распространение в Германии католицизма.

Приговор историиПравить

На дипломатическом поприще самой большой ошибкой Бисмарка было постоянное стремление ослабить Францию. На этом поприще ему удалось при жизни достичь огромных успехов, но этим он превратил Францию в заклятого врага Германии, что имело тяжелые последствия в следующем столетии. В области внутренней политики недостатком Бисмарка было его безразличие к жизни простого народа. Мощь и престиж Пруссии выросли в XIX веке неимоверно, но на жизни населения это практически не сказалось. Его система социального обеспечения была значительным шагом вперед, но этот шаг стал своего рода подачкой социалистам, которая позволила затянуть гайки в остальных отношениях.

Бисмарк был великим лидером, возможно, самым великим европейским политиком XIX века. Его триумфы перевешивают его поражения: он практически в одиночку превратил группу разрозненных королевств в единое могучее государство. И хотя его политика внесла свой вклад в будущую немецкую катастрофу, все-таки стоит признать, что трагедия двух мировых войн была результатом действий наследников Бисмарка, которые не смогли приспособиться к изменившейся геополитической расстановке сил в Европе.